Публикации
Русская Православная Церковь Курганская епархия
По благословению
митрополита Курганского
и Белозерского Даниила

Максим Чурбанов: «Педагогика – это тоже служение»

25 Сентября, 2022
Максим Чурбанов: «Педагогика – это тоже служение»

Сегодня героем рубрики «Епархия в лицах» является Максим Геннадьевич Чурбанов - новый директор Курганской православной гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского.

На должность он назначен 13 июля 2022 года по благословению митрополита Курганского и Белозерского Даниила. 


Детство, отрочество, юность
- Максим Геннадьевич, познакомьте нас со своей биографией!

- Родился я 5 декабря 1983 года в городе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области, но всё детство провёл в деревне Верх-Уба Шемонаихинского района. Родители русские. Отец, царство ему небесное, всю жизнь проработал механизатором – вспашка, хлебоуборка и прочие работы, а я везде с ним. Был случай, что он мне подарил настоящий трактор – он на МТМ стоял сломанный. Для меня это был важный подарок. Я помню, как его ремонтировал, нашёл запчасти, установил их, уговорил папу помочь мне завести трактор, он начал дёргать со мной пускач, а другие мужики смеялись над нами. (Завел???) Папа не имел педагогического образования, но знал, как воспитывать правильно, старался помогать мне в моём становлении. Я ему очень благодарен за это.

- Вы были единственным ребёнком в семье?

- Нет, у меня три старших сестры, я самый младший в семье. Иногда говорю в шутку – у меня четыре мамы (смеётся).
фото Чурбанова.jpg

Мама долгое время работала оператором связи на почте, потом на ферме, а позже - продавцом. В Россию мы переехали в 1997 году, в Петуховский район, посёлок Курорт «Озеро Медвежье». Из Казахстана тогда многие переезжали, сложными были и время, и экономическая ситуация.

Восьмой и девятый классы я окончил в Курортской средней школе. Очень благодарен учителям, они дали достойное образование, которое помогло поступить в Юргамышское медицинское училище. Я его окончил с хорошим багажом знаний.

- А почему вы выбрали медицину?

- С детства мечтал быть врачом! Но к окончанию училища, когда ходили на практику в поликлинику, понял, что мы боремся с последствием болезней, а надо их предотвращать. У меня появилась мысль, что необходимо как можно раньше, в детском возрасте, заниматься профилактикой, чтобы не допустить этих болезней. С этой мыслью я окончил училище и уже думал о том, чтобы стать педагогом. Где я ещё смогу реализовать профилактику среди детей – только в школе!

В 2003 году после медучилища ушел в армию. Был призван в отдельную дивизию оперативного назначения им. Дзержинского в Подмосковье. Эти два года в дивизии не прошли даром. Времена были неспокойные, террористические акты происходили, нам приходилось принимать участие, охранять общественный порядок, обеспечивать безопасность. Москва и Подмосковье были на наших плечах. Армия предоставила мне бесценный опыт, я его берегу и стараюсь транслировать его детям, а также своим родным и близким.
phoca_thumb_l_1.jpg

В армии мне удалось, правда, короткий период, послужить по медицинской профессии. В основном, я занимал должности стрелка, помощника гранатометчика, потом пулемётчика и старшего стрелка-пулемётчика. Но удалось поработать водителем-санитаром. Наверное, поэтому, служба у меня была интересной: и выполнение различных спецзадач, и медицинский профиль – мне всё это нравилось.

В 2005 году вернулся на родину, в Петуховский район, хотя очень многие мои сослуживцы остались в Москве, подписали контракты, до сих пор достойно несут службу. Но мама и отец были уже в возрасте, я понимал, что у меня есть долг – помогать родителям, помогать своей родной земле.
3.jpeg

Буквально на второй неделе после возвращения из армии я устроился в санаторий «Лесники». Профессионально углубился в физиотерапию и массаж, прошёл обучение, получил сертификаты и отработал пять лет в этом направлении.

После этого переехал в Екатеринбург и работал по профессии. Там познакомился со своей будущей супругой. Светлана на тот момент уже окончила Шадринский государственный педагогический институт по профессии «учитель информатики и математики» и работала в городе Югорске ХМАО. Я съездил с ней в этот город, он мне очень понравился –один из самых молодых городов нашей страны, он бурно развивается. Там мне предложили поработать в православной гимназии прп. Сергия Радонежского. На тот момент моя мечта о педагогике исполнилась – в 2008 году я поступил и в 2012-м окончил заочно КГУ. Получил специализацию «Организация работы с молодежью», квалификация «Специалист по работе с молодежью». Причём, оканчивая вуз, я уже два года работал педагогом-организатором в гимназии Югорска. Сначала - по гражданско-правовому договору, а после окончания КГУ – официально, по трудовому договору.
DSCN0767.JPG
Сразу же поступил в магистратуру. Здесь стоял выбор между Ханты-Мансийской и Курганской магистратурами. Но Геннадий Михайлович Федосимов, достойнейший человек в высшем образовании Зауралья и России, имеет талант убеждения, он меня уговорил статься в магистратуре в Кургане, о чем я не пожалел ни капли. В 2014 году кончил магистратуру с красным дипломом. В 2015 году в гимназии, где я работал, произошла смена директора, и по благословению владыки Павла я был назначен на эту должность.

- Что вас побудило вернуться в Курган в 2021 году?

- В большей степени – беспокойство за родителей. У меня и у моей супруги отцы почили, Царство им небесное, а мамы остались одни. Мама Светланы жила в деревне Марай Половинского района, моя – в посёлке Курорт «Озеро Медвежье». Мы переехали к ним поближе. Сейчас моя мама живёт вместе с нами в селе Введенское Кетовского района, а мама жены - в Каргаполье, это недалеко от нас.

- А ваши сёстры не могли маме помочь?

- Они уже давно разъехались, одна в Туле живёт, другая в Екатеринбурге, третья в Югорске. Вместе теперь собираемся редко, но я старался ездить в Курган почаще: два раза в год участвовал в педагогических конференциях, на которые меня приглашал Анатолий Петрович; на праздники, в отпуск. Совместно решили, что я вернусь к маме. Родители – это святое, мы должны им помогать.

- У вас с женой две дочери?

- Да, старшая, Татьяна, окончила первый класс нашей православной гимназии. Когда мы переезжали, она ещё только готовилась идти в первый класс, и мы попросили Анатолия Петровича зарезервировать для неё место и сразу без раздумий записали ребёнка, потому что я считаю, что мои дети должны учиться в православной школе. Младшей дочери, Олесе, исполнилось 5 лет, она посещает детский сад.
WP_20170820_14_41_15_Pro.jpg
– Вы были крещены в детстве?

- Нет, перед армией, в возрасте 17 лет, когда учился в Юргамышском медучилище. Это заслуга моей мамы, она, как и все матери, молилась за нас, своих детей. Большое влияние на меня оказала тётя Валентина: когда мы переехали, я у неё жил и каждые утро и вечер видел её с молитвословом в руках. Она много рассказывала мне о Православии, зародила во мне духовную нить, хоть я и был, как все подростки, максималистом. Я увлёкся этим, начал Библию читать, а ещё – стихи сочинять. Наверное, Господь во мне что-то подправил, и я начал излагать свои мысли, эмоции и переживания в рифму.

А ещё я начал вести дневник. С ним у меня произошла интересная история. Год назад я нашёл эту общую тетрадь, про которую совсем забыл. Она была какая-то мятая, обожженная, пожелтевшая. Стал перечитывать и обнаружил, что каждую свою запись (а писал я не каждый день) оканчивал словами, «Благослови меня, Господь!» или «Благодарю тебя, Господи!». Я не помнил этого и удивился, что мог такое делать в подростковом возрасте. Потом я дошёл до того момента, что мой дневник прочитала одна из сестёр и оставила там свою запись. В тот момент я был страшно расстроен, ведь только для себя писал. А сегодня понимаю, что этот дневник должны прочитать многие – вот как всё меняется с возрастом. Думаю, надо дневник восстановить, напечатать и дать прочитать людям. Там необычные для подростка мысли, которые были в тот момент для меня важны - обращение к Богу, общение с Ним, поиск Его …

Сейчас думаю, Господь меня так возблагодарил за то, что я раньше так много о Нём думал и хотел с Ним общаться – вот Он и направил меня в православную гимназию, приблизил к храму меня и мою семью. Я Ему за это очень благодарен!

Переезд в Курган
- Чем отличается Югорская гимназия от курганской?

- Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского чуть больше курганской, обучающихся там 120 человек, средняя заполняемость классов 12 человек. Здание больше, но в нём тоже, как и здесь, когда-то располагалась вечерняя школа. Мы также его ремонтировали, восстанавливали, получали лицензию и аккредитацию.
jB2mPNc-PY4.jpg
Когда я приезжал в Курган, то старался обязательно заходить в православную школу, мы общались с директорами – с Татьяной Александровной, с Анатолием Петровичем. Я удивлялся, что в Кургане уже на тот момент была получена лицензия на основное общее образование. Мы в Югорске, хотя наша гимназия образовалась в 2003 году, тогда ещё лицензии не имели. При мне в этой гимназии было четыре выпуска. Показали мы хорошие результаты, на деле доказали, что такие образовательные учреждения имеют право на существование и на то высокое качественное образование, которое мы даем детям.

Но меня всегда тянуло на родину, это такая особенность нашей семьи. Отец мне прививал мысль, что я должен помогать тем людям, с кем вырос. Да дома и стены помогают. Анатолий Петрович Додонов, узнав о наших намерениях переехать в Курган, был рад этому – поможем православной школе, подхватим преподавание предметов. И вот мы уже отработали один учебный год, я был заместителем директора, преподавал историю и обществознание, супруга – математику и информатику.

– Комфортно ли вам работалось?

- Я бы хотел выразить слова благодарности Анатолию Петровичу за то, что он поддержал нас, ведь переезд – это всегда непросто. Он дал мне возможность год проработать заместителем директора, отдохнуть от руководящей должности. Директор – должность очень хлопотная. И мне удалось переключиться от всех административно-хозяйственных, финансовых проблем и сосредоточиться только на учебной деятельности. Наверное, каждый директор мечтает больше быть с детьми, учить их. Я этот год рассматривал как поддержку, у меня была возможность самореализоваться именно как педагогу.

20220917-0T7A0117.jpg
- Насколько я знаю, у вас не сразу получилось решить вопрос с жильём?

- Да. Первый месяц мы на работу ездили из Каргаполья, потому что не могли в Кургане снять квартиру. Мы изначально собирались купить дом, но не получилось. Сняли квартиру, а дом приобрели позже в селе Введенском. Переехали туда, но у нас идёт ремонт. Стараюсь всё делать сам, но и добрые люди помогают, друзья, знакомые, не без этого. В отпуске был – крышу перекрывали, стены штукатурили, полы заменили. Делаю всё для комфортной жизни на земле. Мы люди такие: любим землю, у нас огород, цветы, картошка, овощи – всё есть. Выращиваем для себя и близких. Дети в этом растут, я хочу, чтобы они видели, что не всё в магазине надо покупать, а самим выращивать натуральные продукты и питаться ими. Я считаю, что это необходимо передавать из поколения в поколение, как это делали наши предки.

От школы – к гимназии
- Почему наша православная школа стала гимназией? Для чего это сделано?

- Можно начать с того, что, когда я приехал и стал выступать на педсоветах, то по привычке часто говорил не «школа», а «гимназия», и заметил, что учителя поддерживают такой формат образовательного учреждения. И тогдашний духовник гимназии отец Михаил Ширяев с одобрением отнёсся, и теперешний духовник – отец Дмитрий Жернаков тоже согласен, что у нас должна быть православная гимназия. Это означает более серьёзные требования к качеству образования, что немаловажно, в то же время это другие требования к православному компоненту.

b61e1485c033aa1c73bdd6e64db121dd.jpg
В старших классах гимназии мы имеем право вводить такие предметы, как древнегреческий язык и логика. Они на сегодняшний день необходимы, чтобы подростки могли применить знания в жизни. В гимназии Сергия Радонежского мы с ребятами регулярно ездили в Москву на Рождественские чтения, ходили там по музеям, выставкам. Бывали такие случаи, когда они читали надписи не только на церковно-славянском, но и по-гречески. А ведь многие первоисточники написаны именно на этих языках, и я всегда с гордостью говорю, что наши дети имеют возможность читать первоисточники. Это очень важно.

Также гимназия даёт больше перспектив для учащихся. Мне нравится такая традиция, как посвящение в гимназисты, в ходе которого дети дают клятву-обещание, которое они выполняют на протяжении всей учёбы – соответствовать образу православного гимназиста. Ну и сами подходы в образовании, обучении, воспитании в гимназии по сравнению со школой более серьёзные, даже строгие, но … добрые.

- Какие изменения влечёт за собой смена статуса образовательного учреждения? И где вы собираетесь искать преподавателей того же греческого языка?

- На сегодняшний день проблема педагогических кадров существует, и не только в нашей гимназии, но и в городе в целом. Чтобы нам вести новые предметы, да и общеобразовательные предметы по федеральному стандарту, нужны учителя. На сегодня у нас открыты вакансии учителей английского языка, русского языка и литературы, математики, также требуется педагог-организатор (разговор состоялся в начале августа – Т.М). Наши педагоги в большинстве своём пенсионеры, многие уже давно на пенсии, просят нас постепенно искать им замену. Они сами готовы поделиться своим опытом, поддержать молодых, научить их. Так что мы рады видеть в нашей гимназии молодых педагогов. Тот опыт, который есть сегодня у наших старейшин, бесценен. Хотелось, чтобы к нам пришли идейные учителя, понимающие, что они будут работать в православной гимназии, где свои традиции классического образования, определенные требования к самим себе.
20220920-0T7A0541.jpg
Я глубоко убеждён, что самый главный человек в любом образовательном учреждении – это учитель. Мы должны уважать наших учителей, беречь их здоровье, поднять планку уважения к ним на самый высокий уровень, стараться делать всё, чтобы это чувствовали и учителя, и дети, и родители.

Огромная благодарность депутату Курганской областной Думы, опытнейшему педагогу Ольге Васильевне Баланчук. Мы с ней тесно сотрудничаем по подбору кадров. Видно, что к ней прислушиваются и педагоги, и родители, и общественность нашего города. Когда существует такая поддержка, есть надежда на то, что наши цели будут достигнуты.

- Насколько мне известно, одним из внешних признаков гимназии является единая форма для учеников. В нашей гимназии она тоже будет?

- Конечно! На сегодняшний день мы с родителями выбрали фасон формы, утвердили образцы, передали в швейную мастерскую для пошива.

Помимо всего прочего, мы дополнительно открываем классы со спортивно-патриотическим направлением: 9-й, 10-й и 11-й. У нас есть лицензия, в этом году будем получать аккредитацию на 10-й и 11-й классы. В это направление мы вводим казачий и юнармейский компоненты; у ребят будет форма – казачья и юнармейская. Мы хотим, чтобы слово «Родина» было наполнено смыслом, чтобы любовь к Отечеству, к нашей земле, к нашей истории процветала и в сердцах наших детей.

– Чьей инициативой было образование классов со спортивно-патриотическим уклоном?

- Мы и раньше сотрудничаем с представителем движения «Юнармия» в Кургане Сергеем Сергеевичем Палеевым. Предложения о том, чтобы упрочить сотрудничество, поступали и от него, и от родителей. В итоге после нескольких совещаний владыка Даниил благословил нас на открытие этих классов. То есть, решение было коллегиальное. Мы чувствуем, что классическое образование сложно обеспечить без спортивно-патриотического компонента. Нужно, чтобы и дети, и родители воспитывались в патриотическом ключе, понимали, что живут на родной земле, чувствовали заботу о ней, а когда вырастут – не уезжали в чужие края, а оставались здесь и развивали свою малую родину. А это невозможно без исторического, православного, казачьего и более современного юнармейского компонента.
uGpAZ3UdQ9sXAMKb5weaOmz7mqM9G40TwvDUJu9M7uNK5m9O5lGi9s2V6eFhZJO0tc0rKhJHLLA06FGcXoIZ2JQU.jpg
- Здание школы невелико. Как планируете решать вопрос размещения? Учиться в две смены?

- На сегодня у нас 80 обучающихся. По санитарным правилам мы не имеем права набирать детей больше, чем ими определено. В две смены мы не можем учиться, потому что у нас есть утренний молебен, утренняя молитва, посещение утренних служб в соборе Александра Невского. Если мы будем учиться во вторую смену, то потеряем эту православную составляющую, прописанную у нас в Уставе.

На сегодня есть перспективы по строительству нового здания для православной гимназии. Правда, это дело не быстрое. Мы также подыскиваем новое, более просторное здание, где бы мы могли разместить наши классы и давать детям образование в более комфортных условиях. Когда мы сделали объявление о наборе в классы со спортивно-патриотическим направлением, к нам стали поступать звонки не только из Кургана, но и из области, а также их Челябинской и Тюменской областей. Родители говорят нам, что хотели бы привезти к нам своих детей, чтобы они здесь учились, жили, а на выходные приезжали домой. Пока у нас нет условий для интерната, но на будущее такая идея есть.

- В прежние учебные годы православной школе приходилось арендовать спортивный зал для занятий физкультурой, а также кормить детей в пищеблоке другой школы.

- Да, мы ходим питаться в школу № 44, в новом учебном году всё останется по-прежнему за исключением учёта некоторых наших предложений по улучшению качества питания и включения нас в состав бракеражной комиссии. Других возможностей у нас пока нет.

А в спортзал и на уроки технологии мы ходим в школу № 8. Мы благодарны им за предоставленную возможность заниматься физической культурой и предметами технологии. Пока так.

knU9kgC9nHo.jpg
- Какие ещё новшества ожидаются в новом учебном году?

- Спортивно-патриотический уклон подразумевает не просто занятия физкультурой и спортом. Здесь во внеурочную деятельность включается рукопашный бой – мы сотрудничаем с Евгением Ефремовым, руководителем Федерации рукопашного боя. Недавно мы ездили в село Косолапово Целинного района и познакомились с Виталием Арсентьевичем Соломоном, директором школы с казачьим компонентом. Мы хотели бы перенять их опыт, тоже иметь у себя огневую, строевую подготовку, развивать парашютный спорт; у них серьезно поставлен казачий компонент – они проводят вечёрки с народными танцами и песнями. Помимо этого много возможностей даёт юнармейский компонент для патриотического воспитания гимназистов. Это сотрудничество, я думаю, пойдёт на пользу нашим детям.

Помимо этого, мы собираемся продолжить такое направление, как робототехника, заняться 3D-моделированием. Это специальные программы, оборудование, компьютеры, 3D-принтер, который позволяет получать конечный продукт. Это перспективное направление, которое активно развивается. У нас есть учителя, которые прошли обучение и освоили программу, они готовы работать. Главное – нам усовершенствовать материальную базу, закупить всё оборудование и с 1 сентября приступить к занятиям по этому новому направлению.

20220917-0T7A0055.jpg
Также у нас будет развиваться направление «Юный водитель». Сначала дети учатся водить модели с радиоуправлением, потом – компьютерный симулятор вождения, мы в этом сотрудничаем с Юнармией и ДОСААФ. Мы прорабатываем вопрос о том, чтобы наши дети там обучались и по окончанию получали свидетельства категории А и Б и уже могли сдать экзамены по вождению, а когда им исполнится 18 лет – получить водительское удостоверение. Обучение – бесплатное.

- В православной гимназии, насколько я знаю, не только это бесплатно.

- Да. На сегодняшний день у нас бесплатное питание и компенсация проезда (у нас ездят дети из Кетово, Колташево, Введенского). За бесплатное питание мы благодарны Курганской епархии, владыка Даниил заботится о гимназии и предоставил возможность всем нашим детям питаться бесплатно. Это достигнуто далеко не во всех школах и дорогого стоит.

Вообще, я остро почувствовал заботу владыке о гимназии. Это оценивают и наши учителя, они благодарны епархии за поддержку – духовную (молитвой) и материальную, что немаловажно. Те же паломнические поездки….

В прошлом учебном году нашим учителям стали доплачивать за классное руководство, а это немаленькие деньги.
IiqNb3rSuds.jpg
- То есть, учителя православной гимназии в материальном плане не ущемлены по сравнению с учителями городских школ?

- Даже наоборот. В прошлом году к нам некоторые учителя пришли из общеобразовательных школ, они утверждают, что там они получали меньше. Мы к этому и стремимся, чтобы труд учителя был оценён по достоинству.

О планах и пристрастиях
- Какие личные планы на жизнь вы собираетесь ещё реализовать?

- Планов очень много, как всегда. Есть и мечты, и цели, к которым стремлюсь. Я занимался лёгкой атлетикой, бегал, выступал на соревнованиях, не оставляю эти занятия и сегодня. Для меня очень важно поддерживать свою физическую форму – врач сказал, что мне ни в коем случае нельзя бросать тренировки, иначе чревато для здоровья. Привычка никуда не уходит, организм требует нагрузки. Но, занимая должность руководителя, выкраивать время для этого непросто. Одна из моих целей – вести самому здоровый и трезвый образ жизни, заниматься физической культурой, привлекать к этому свою семью и учащихся. Супруга поддерживает меня в этом. Забота о здоровье выходит на достаточно высокий уровень. Я всем учителям говорю, что, пока лето, надо позаботиться о своём здоровье, пройти обследование, вылечить свои недуги и прийти на работу здоровым.

Надо развиваться и физически, и духовно. Это архи-цель для меня - обогатить свой внутренний духовный мир, культивировать и развивать в себе православные ценности, добродетели. Даже нам, взрослым, это сложно, но мы же должны этому и детей научить, быть для них примером. Сегодня очень много искушений вокруг – и для нас, и для детей. Поэтому у нас нет другого варианта – мы должны быть достойным примером. А если не сможем, то все наши труды будут тщетными. Дети будут делать не то, что мы им говорим, а то, что мы делаем сами. Не словами, а примером.

091222 (680)-275.jpg
– Не планируете ли к высшему педагогическому образованию добавить богословское?

- Конечно, об этом задумываюсь, тем более, работая в православной школе. Я всем говорю, что педагогика – это тоже служение. Это действительно так. И необходимо думать о том, насколько ты сможешь развиться в этом направлении. Это тоже важно. Мы вводим казачий компонент, с атаманом Дмитрием Валерьевичем Исаевым проводили совещание, принимаем решение вступить в казачество, а это тоже ответственность, и богословское образование здесь тоже требуется.

Не сказать, что я сильно вникал в эту тему, но я видел достойные примеры в жизни и до сих пор вижу, и удивляюсь, как люди с таким подходом к жизни, со служением Богу, Церкви и Отечеству нашему являются для нас достойным примером. Я смотрю на нашего владыку и вдохновляюсь им. Я с ним познакомился не так давно, но чувствуется, что его человеческие качества и знания, которыми он обладает, вдохновляют тебя идти вперёд, совершать маленькие подвиги над собой. Монашество испокон веков уважалось и ценилось. Мы не до конца понимаем, как устроена жизнь наших епископов, и когда начинаешь изучать эту тему, то понимаешь, насколько мы духовно слабы и как безграничен горизонт, к которому надо стремиться. Я здесь познакомился со многими достойными людьми, которые также помогают развиваться в этом направлении, поддерживают. И нашей семье оказана помощь, она бесценна, я каждый день стараюсь помянуть благотворителей в молитвах за то, что они помогают и нам, и гимназии. Спасибо им огромное!

– Если у вас появляется свободное время, как вы его предпочитаете проводить?

- Свободного времени мало, но если появляется минутка, то стараюсь отвлечься от повседневных дел. А как? Через спорт, бег, физические нагрузки. Общественная деятельность, не связанная с основной работой, помогает отвлечься. Также стараюсь использовать любую возможность поучаствовать в интересном и важном деле. К примеру, с ребятами организовываем состязания по кросс-фиту, то есть, испытания на выносливость. В школе № 44 мы проводили мастер-класс, показывали упражнения, которые я освоил ещё в армии, а потом, когда стоял в резерве Федеральной службы судебных приставов, тоже сдавал их. Эти упражнения помогут ребятам в дальнейшем, когда они в армию служить пойдут, да и в обычной жизни пригодятся, поэтому считаю важным транслировать эти умения в общество. Упражнения на выносливость помогают проверить себя, свою физическую и духовную закалку – какую он сможет вынести нагрузку, сколько сможет продержаться. Эта традиция у меня зародилась ещё на севере, там мы ежегодно проводили городские соревнования по кросс-фиту среди подростков. Надеюсь, что и здесь получится.

IMG-20180923-W021.jpeg
Ещё стараюсь читать художественную литературу, Евангелие. У меня есть старенькая Библия, страницы покорёжены от влаги, но читаю, потихоньку разбираюсь. Иногда приходится батюшке звонить, спрашивать. Не всё сразу понимаю, хотя прочитываю эту книгу не первый раз. Многое открываешь для себя заново, берёшь на заметку некоторые моменты, интересуешься… Без духовного развития сложно. Молитва, Евангелие, художественная литература тоже помогают отвлечься.

- Кто ваш любимый автор?

- Вообще, я люблю стихи, и Александр Сергеевич Пушкин с детства мой самый любимый поэт. Я сам тоже сочиняю стихи. Первое написал в 13 лет. Нигде не публиковался, участвовал в паре конкурсов, но не побеждал. Когда читаешь стихотворение Александра Сергеевича – в душе всё переворачивается и невозможно не написать своё.

- А фильмы любите смотреть?

- На них времени нет, они по 1,5 часа идут… Супруга вечером включает, а я обычно засыпаю, до конца не досматриваю (смеётся). Но иногда с детьми включаем фильмы для семейного просмотра, например, православный фильм «Щенок». Не так давно вышли три части «Честное пионерское», тоже месте смотрели. Детей в наше время не отгородишь от интернета, но мы стараемся строго соблюдать правила пользования интернетом, телефонами. У моих детей телефонов нет, и долгое время ещё не будет, мы договорились с Танюшкой, что мы ей купим на 12 лет. Пока ей ни к чему, и она спокойно к этому относится.

N_sl2pMEMjc.jpg
- А если сверстники её начнут дразнить за это?

- Я не думаю, что такая проблема возникнет. Мы сами показываем пример, как пользоваться телефоном, дочь знает: если я взял в руки телефон, то я взял его для работы. И я ей показываю, для чего его взял: или постановление нахожу и читаю, или на Госуслуги захожу. Она убеждается, что там не интересно. На сегодня зависимость от телефонов у детей – проблема достаточно серьёзная. Мы в гимназии вместе с родителями приняли решение – во время учебно-воспитательного процесса телефоны детей будут находиться в специальных закрываемых ячейках, которые находятся под видеонаблюдением. Но мы не запрещаем, если ребёнку надо позвонить, но с разрешения учителя. Однако использовать телефоны в развлекательных целях у нас в гимназии запрещено.

- Какое время года вы больше любите и за что?

- Больше всего люблю зиму. Это снег, Новый год, Рождество! Наверное, с детства повелось. В нашем доме всегда в эти праздники пахло мандаринами, ёлку мы наряжали. К тому де у нас так сложилось: мой день рождения 5 декабря, супруги – 19 декабря, на Николу Зимнего - думали, Коля родится, а родилась Светлана (смеётся); у Танюшки – 26 декабря. И хоть я не сторонник пышных празднований и застолий, но чай с тортом, испечённым супругой, обязателен.

UrydSY2AY7M.jpg
В январе мы стараемся держать Рождественский пост, это для нас важно. Я вообще люблю посты, это такое благодатное время! И все январские праздники до Крещения Господня для меня важны.

В январе были дни рождения у отца, у мамы, наверное, и с этими приятными днями у меня связана любовь к зиме. Да и вообще, сама по себе атмосфера морозного утра полюбилась с детства: мы жили в пяти километрах от школы, я каждое утро ходил пешком, и очень любил туда ходить. Даже в выходные несколько раз приходил: дёрну дверь – закрыта! (смеётся). Зимой мы с отцом часто на гусеничном тракторе Т-4 выезжали в поле, он мне давал возможность самому рулить. Мне это очень нравилось. И с детства осталось ощущение душевного комфорта: на улице холодно, а дома печка топится, дрова трещат…

- Что вы вкладываете в понятие «счастье»? И вообще – вы счастливы?

- Безусловно, счастлив! В разные периоды своей жизни у этого слова было разное содержание. На сегодня я осознанно пришёл к тому, что слово «счастье» - это «с частью», то есть, ты не один, ты с кем-то, ты часть кого-то и кто-то часть тебя. Здесь скрыт глубокий смысл – ты не один! Хорошо, когда есть близкие, родные, друзья, знакомые, просто добрые люди вокруг тебя. И ты чувствуешь это – ты не один, ты часть этого мироздания, созданного Богом, и ты уже не можешь видеть себя вне Бога. Это на сегодняшний день и есть то счастье, которое я осознаю всем своим разумом и душой. И это придаёт силы.

У меня первое образование – медицинское, и мы физиологически устроены так, что в нашем организме многое происходит на уровне рефлексов, и мы не придаём этому значение. Но когда начинаешь задумываться, почему именно так всё происходит, почему клетки, молекулы, информация в ДНК делает нас такими, начинаешь понимать, что присутствует во всём этом глубокая духовная сфера. Ты понимаешь, что, когда Божья благодать тебя касается, от неё уже никуда не деться, да и не нужно.

YOEN0XGds8c.jpg
Когда я только начинал свой духовный путь, уже работая в православной гимназии, мне было очень стоять на службе в храме. Я не понимал, зачем надо стоять 2,5 часа, переминаясь с ноги на ногу. Но в какой-то момент вдруг начинаешь понимать, что в твоей жизни что-то меняется. Ты начинаешь общаться с теми людьми, с которыми раньше не контактировал, начинаешь по-другому относиться к ним, не испытываешь негативных эмоций, примиряешься с их слабостями. Вся ситуация вокруг меня изменилась! И если что, я могу помолиться того, кто меня обидел. Да я вообще не обижаюсь в последнее время! В этом есть смысл. Ты приходишь в храм, чувствуешь благодать, и служба теперь пролетает на одном дыхании. Ты чувствуешь Бога, что Он здесь.

Это трудно объяснить, это, как говорят Святые Отцы, нужно пережить. И ты веришь, что Господь никогда не оставляет, что всё сможешь сделать в этой жизни. Иногда Господь видит, что это тебе не нужно, а ты упрёшься, а потом понимаешь – не нужно этого делать, надо отдать себя в Его волю, и всё устроится. Но это можно сделать только в храме, только здесь ты можешь полностью предоставить Богу свою душу и тело. А когда выйдешь из храма, Господь направит тебя туда, куда надо. В этом и заключается счастье. Человек предполагает, а Господь располагает. Здесь вопрос не в вере в Бога, а в вере Богу. Я понимаю, что Богу надо полностью довериться. Это моё глубокое убеждение, с которым я уже не первый год живу. Это осознание пришло ко мне более 10 лет назад, когда Господь коснулся моего сердца.

Беседовала Татьяна Маковеева.
Назад к списку